Кино… кино… кино… Почему мы так уверенно говорим, что одна картинка выглядит как фильм, а другая будто пластмассовая? А потому что с детства хорошие фильмы приучили нас к широкому экрану, продолговатым бликам и овальному боке, а всё потому, что они снимались на анаморфотную оптику. И мы подсознательно ассоциируем характеристики анаморфотных объективов такие как сильная дисторсия, слегка мягкая картинка и довольно сильное виньетирование, (которые, кстати, в своё время даже считались техническим браком) с настоящим и красивым кино.

Не буду сейчас вдаваться в подробности почему анаморфотная оптика в принципе появилась и почему набрала такую популярность - это тема для отдельной статьи, а сегодня мы поговорим о полноценной линейке бюджетной полнокадровой анаморфотной оптики от Sirui. И да, название этой компании произносится именно как “Сю Рэй”, знаю-знаю, вам это не нравится, но так уж назвали свой бренд наши азиатские коллеги.

За последний год мне удалось полноценно протестировать все четыре объектива из этой линейки - Sirui 35mm, 50mm, 75mm и 100mm. Все со светосилой T2.9 и коэффициентом анаморфирование 1.6Х, а это значит, что по горизонтали вы будете получать в 1.6 раза больше информации после правильно обработки и “дисквиза” или “разжатия” анаморфотной картинки. Все четыре объектива доступны для таких систем как Sony E, Nikon Z, Canon RF и L Mount. Я тестировал данные объективы на камере Sony a7s III и при съёмке видео соотношение сторон матрицы мы получаем 16:9, а с учетом коэффициента анаморфирования итоговую картинку мы получим довольно “узкую” с соотношением сторон 2.8:1, а вот если мы будем снимать на камеру с сенсором 3:2 в видео-режиме, скажем на Panasonic S1 или S1H, то мы уже получим более классический вариант “CinemaScope” с соотношением сторон 2.4:1. Любой из вариантов можно на пост-продакшене привести при помощи масштабирования и кропа к практически любому желаемому соотношению сторон, поэтому данный аспект не выглядит определяющим. Давайте теперь предметно поговорим про каждый из этих полнокадровых анаморфотных объективов. Зачем он нужен? Какие нюансы и особенности? Какой комплект идеально подойдёт именно вам под конкретные задачи?

Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic

Это самый широкоугольный представитель линейки, он даст вам фокусное расстояние по горизонтали приближенное к 22мм, а по вертикали останется 35мм, таким образом вы получаете очень широкий кадр, в котором особое внимание нужно уделять кадрированию, чтобы сцена не казалась пустой. Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic отлично подошёл для съёмки с рук мини-документального фильма про моего друга - танцора команды NILETTO - Егора Хлебникова. Ещё этот объектив самый компактный и легкий из всех линейки, но всё ещё весит почти килограмм, зато бицепсы и запястья после съёмок не болели. Получить пресловутые овальные “бокешки” или сильное размытие заднего плана на таком фокусном расстоянии и со светосилой T2.9 довольно сложно, поэтому не стоит ждать от Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic подобного, зато длинный и приятный голубоватый блик от солнца или других ярких источников света - пожалуйста! Дисторсия у этого объектива очень специфическая и довольно сильная, морально будьте к этому готовы, но лично мне это даже по душе, добавляет кадру характера. А вот минимальная дистанция фокусировки в 90см довольно сильно ограничивает творческий простор, без диоптрий на Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic снять хотя бы крупный план почти нереально, не говоря уже о детальном плане. Подробнее про использование диоптрий вы можете посмотреть в моём обзоре на Youtube. В итоге анаморфотный объектив Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic даёт вам очень необычную перспективу, много пространства не только в кадре по горизонтали, но и для креативных решений. Если честно, именно этот объектив из всей линейки мне хотелось использовать чаще других и делал я это с удовольствием!


Подобнее про данный объектив вы можете узнать в моём большом обзоре на YouTube

Sirui 50mm T2.9 1.6x Anamorphic

Именно он стал первым полнокадровым анаморфотом от Sirui, именно его я протестировал первым, именно он является золотой серединой по фокусному расстоянию, именно им пользуются десятки моих друзей и коллег по всему миру. Полнокадровый анаморфотный полтинник - очевидный выбор, если вы решились раскошелиться лишь на один объектив из этой линейки. Большой, тяжёлый, универсальный. Хотите проникнуться рождественским настроением прекрасного Белорусского города Гродно? Тогда срочно смотреть обзор! Ну а если серьёзно, по этот объектив практически не имеет серьёзных минусов и знакомство с миром анаморфотной оптики начинать я рекомендую именно с него. Но помните, что коэффициент сжатия у Sirui 50mm T2.9 1.6x Anamorphic не постоянный и на бесконечности он действительно 1.6x, а вот на минимальной дистанции фокусировки уже доходит до 1.52x, из-за чего крупные планы лиц будут выглядет неестественно растянутыми, об этом стоит помнить. Та же “болячка” есть и у 75мм и 100мм, а вот у Sirui 35mm T2.9 1.6x такой недуг отсутсвует.


Подобнее про данный объектив вы можете узнать в моём большом обзоре на YouTube

Sirui 75mm T2.9 1.6x Anamorphic

С этим объективом у меня связаны особенно тёплые воспоминания, потому что я сделал на него три замечательных свадебных съёмки в Париже. Причём довольно сильная компрессия этого объектива по вертикали в сочетании с фокусным расстоянием около 50мм по горизонтали позволила мне сделать так, чтобы почти все кадры выглядели необычно и имели достаточное размытие заднего плана и ярко выраженное овальное боке. Задачка была непростая, но результат того стоил! Размеры и вес у Sirui 75mm T2.9 1.6x Anamorphic уже гораздо внушительнее, чем у предыдущих двух объективов, снимать с рук было довольно проблематично, хороший штатив или стабилизатор вам в помощь! Зато картинка действительно ярко выделяется на фоне сферических объективов, блики по прежнему слегка приглушенные и ненавязчивые, а резкость по всему полю кадра просто звенящая. Минимальная дистанция фокусировки позволяет даже без диоптрий снимать довольно крупные планы, а короткий ход кольца фокусировки упрощает работы в полевых условиях без использования системы фоллоу-фокуса. Просто насладитесь красотой Парижа и посмотрите обзор и ролик-пример, который полностью снят на Sirui 75mm T2.9 1.6x Anamorphic - вы всё сами поймёте.


Подобнее про данный объектив вы можете узнать в моём большом обзоре на YouTube

Sirui 100mm T2.9 1.6x Anamorphic

Бегемот, базука, боке-монстра - это всё про Sirui 100mm T2.9 1.6x Anamorphic. Если вы совладаете с размерами и весом этого монстра, то будет вам счастье! Компрессия пространства в купе с диафрагмой T2.9 даёт отличное отделение от фона и размытие заднего плана. Овальные боке очень ярко выражены, а блики порой будто составляют целую симфонию, перекрикивая друг друга. Sirui 100mm T2.9 1.6x Anamorphic отлично отработал в связке с Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic при съёмке нашего мини-фильма, минимальная дистанция фокусировки позволила взять крупные планы даже без диоптрий, ну а характера этому объективу не занимать. Главный его минус лично для меня это неподъёмный вес и большой размер. Даже стабилизатору DJI RS2 думаю будет справиться с таким тяжеловато… Так что если вы не боитесь большой и тяжелой оптики - вам однозначно понравится.


Подобнее про данный объектив вы можете узнать в моём большом обзоре на YouTube

Про то, какой объектив взять первым и единственным мы выше уже обсудили. Конечно, лучше взять сразу весь комплект из четырёх объективов, но я всё же порекомендую две связки из двух объективов этой линейки. Лично я бы остановил свой выбор на связке Sirui 35mm T2.9 1.6x Anamorphic - ну уж очень мне нравится его причудливая дисторсия и экстремально широкий угол, что-то в нём есть. А в дополнение к нему я бы выбрал Sirui 75mm T2.9 1.6x Anamorphic в основном из-за размеров и веса в сравнении с 100мм. 75мм уже даёт вам хорошее портретное фокусное расстояние, приятную компрессию пространства и выраженное овальное боке, а в тандеме с 35мм мы получим хорошее сочетание фокусных расстояний и возможность работать максимально разнопланово. Плюс весь комплект будет достаточно компактным и относительно лёгким. А если 35мм для вас всё же слишком широкий и вы не переживаете насчёт размера и веса оптики, то 50мм и 100мм тоже отличная комбинация на мой взгляд.

Подытожим. Полнокадровые анаморфотные объективы Sirui приоткроют вам дверь в мир кино и, учитывая сравнительную стоимость в десятки раз ниже профессиональной киношной анаморфотной оптики, позволят даже со сравнительно небольшим бюджетом получать действительно потрясающие результаты. Но помните, друзья, что не камера и даже не оптика делают картинку по-настоящему вкусной. Цвет, свет, композиция кадра, история, движения камеры и ещё десятки нюансов должны быть учтены, чтобы ваши зрители действительно с замиранием сердца смотрели ваши видео. Я остался под большим впечатлением от данной оптики и с удовольствием снимал свои проекты на неё. Да, нюансов у этих объективов хватает, но при правильном подходе вы сможете выжимать из них максимум. Хорошим вам кадров и вдохновения! Берегите себя.